Индивидуальный предприниматель торговал своей продукцией на всем известном маркетплейсе. В какой-то момент на товар посыпались негативные отзывы, которые, скорее всего, не имели ничего общего с действительностью. Помимо этого, негативные отзывы были «пролайканы» неизвестными лицами, а положительные отзывы на продукцию, наоборот, были «дизлайкнуты». Все это очень опечалило ИП и навело на мысль о происках конкурента, профиль которого был внимательно им просмотрен. К слову, профиль этот «фонтанировал» сплошь положительными отзывами и дизлайками негативных. Предприниматель не удержался, глядя на все это мракобесие, и подал жалобу в УФАС.
УФАС запросило у маркетплейса информацию по пользователям, с аккаунтов которых было совершено наибольшее количество действий и IP-адреса, с которых осуществлялся вход в аккаунты. После получения указанной информации УФАС запросило у операторов связи информацию о лицах-владельцах номеров телефонов, на которые зарегистрированы личные кабинеты Покупателей. Также УФАС запросило у маркетплейса информацию об учетных данных личного кабинета продавца-конкурента и IP-адресах, с которых осуществлялось использование личного кабинета. Все вышеперечисленные сведения были представлены в УФАС, с пометкой «Коммерческая тайна», ввиду наличия в них персональных данных.
Сопоставление указанной информации показало, что в аккаунты покупателей входили с одних и тех же IP-адресов, с этих же IP-адресов неоднократно осуществлялся вход в аккаунт продавца-конкурента. Номера телефонов принадлежали продавцу-конкуренту и аффилированному лицу, проживающему с ним. Таким образом, УФАС установило в действиях конкурента нечестную стратегию ведения предпринимательской деятельности, направленную на получение преимуществ на электронной площадке, и нарушение антимонопольного законодательства.
Конкурент пытался оспорить и выданное ему предупреждение, и возбужденное дело о нарушении антимонопольного законодательства, но проиграл во всех инстанциях, ибо тут яркими неоновыми буквами сияет недобросовестная конкуренция путем дискредитации.
Выводы и возможные проблемы: Если на ваш замечательный товар ни с того ни с сего пишут негативные отзывы люди, которые этот товар, скорее всего, не покупали, то стоит пожаловаться в УФАС, особенно если вы догадываетесь, откуда «ветер дует». Строка для поиска в КонсультантПлюс: «действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности».
Цена вопроса: возможность продавать свой товар и не «падать» в рейтинге.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 05.09.2025 N Ф05-14673/2025 ПО ДЕЛУ N А40-218957/2024