Налоговая инспекция провела выездную проверку по всем налогам за 2021 год в нашем Обществе. Аккурат под новый 2023 год она вынесла решение, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 262 349 руб., пени 6 447 457,77 руб., а также начислена недоимка по НДС в сумме 34 703 876 руб. ИТОГО 41 413 682,77.
Неожиданно, но Общество спорить с решением не стало, а тихонечко доплатило, что потребовали. И тут, видимо, Инспекция поняла, что продешевила! Если проверяемое лицо так запросто выложило 41 миллион, это ж сколько на самом деле прошло мимо кармана бюджета?!
У налоговой есть еще один шанс проверить уже проверенное. На основании п. 10 ст. 89 НК РФ вышестоящий орган (т.е. Управление ФНС) вправе провести повторную выездную проверку для контроля за нижестоящими налоговыми органами (налоговой инспекцией). В этом случае доначисления и новые санкции не исключены. 27 мая 2024 Управлением ФНС было вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки в отношении Общества по всем налогам, сборам, взносам за период с 01.01.2021 по 31.12.2021. Были направлены новые требования о предоставлении документов.
А вот тут наша организация возмутилась: вы к нам уже приходили! Вы уже у нас все это запрашивали! Пришлось ей идти в суд.
Суд стал вспоминать, зачем вообще проводится повторная проверка. Конституционный суд в постановлении от 17.03.2009 N 5-П сформулировал правовую позицию, согласно которой повторная выездная налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществившего первоначальную проверку, должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем, чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика. Президиум ВАС в Постановлении от 03.04.2012 N 15129/11 говорил, что предметом контроля вышестоящим налоговым органом может являться оценка эффективности проведения первоначальной проверки в части выявления нарушений налогового законодательства. В письме от 13.04.2015 N ЕД-4-2/6265@ ФНС отметила, что назначению повторных проверок должна предшествовать аналитическая работа, указывающая на возможное неполное исследование деятельности налогоплательщика при проведении первоначальной проверки. Таким образом, повторная проверка является исключительной мерой дополнительного воздействия со стороны государства на налогоплательщика, применяемой тогда, когда первичная проверка не проведена должным образом, и проведение повторной проверки является единственным способом восстановления правопорядка и обеспечения исполнения конституционной обязанности по уплате налоговых платежей.
Что же мы имеем в нашем случае?! Была ли проведена аналитическая работа? Какие недостатки у первой проверки, проведенной нижестоящим органом?
Суды выявили, что первичная проверка преимущественно проводилась Управлением ФНС (более 50% проверяющих являлись его должностными лицами), а не инспекцией. Мероприятия по получению документов, информации, показаний и доказательств инициированы или проведены Управлением ФНС либо по его поручению. Таким образом, инспекция при проведении первичной проверки не имела самостоятельности и руководящей координации, поскольку фактически данная функция осуществлялась контрольно-аналитическим отделом Управления ФНС (с отнесением на инспекцию лишь технических функций).
Требования о представлении документов (информации) идентичны требованиям, полученным в ходе первичной проверки, по которым налогоплательщиком должным образом представлены все запрашиваемые документы (информация), что свидетельствует об отсутствии проведения Управлением ФНС аналитической и контрольной работы по установлению факта неэффективности первичной проверки.
Управлением ФНС не представлены доказательства, подтверждающие наличие у Общества каких-либо иных контрагентов, которые бы не входили в предмет проверки или взаимоотношения с которыми не были проанализированы при первой проверке.
Т.е. нет доказательств, что что-то недопроверяли или проверили с нарушением. Ну, и повторная проверка по факту будет проверять работу самого же Управления ФНС, а не работу налоговой инспекции.
Выводы и возможные проблемы: Повторная проверка проводится только в рамках контроля работы нижестоящих органов, осуществивших первую проверку. И после проведения аналитической и контрольной работы по установлению факта неэффективности первичной проверки. Без оснований проверку назначать неправомерно. Особенно, если первую проверку по факту осуществлял сам вышестоящий орган. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «повторная выездная проверка аналитическая работа».
Цена вопроса: Еще одна налоговая проверка и все, что она выявит.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2025 N Ф09-1909/25 ПО ДЕЛУ N А07-18520/2024