На 16,8 миллионов Общество закупило декоративную штукатурку, адгезионные составы, лакокрасочную продукцию, грунтовки и сухие минеральные смеси. В марте 2022 все заказанное Поставщик привез на склад Покупателя. Обществу все купленное нужно было не для собственных нужд. Оно собиралось продавать строительные материалы третьим лицам.
Дальнейшая реализация, конечно, произошла далеко не сразу. Еще позже выяснилось, что продукция не соответствует качеству. Впервые о браке поставщику наше Общество написало в августе 2022. После новых претензий третьих лиц Общество заказало экспертизу товара в ноябре. В экспертном акте от января 2023 года было указано на несоответствие ГОСТ. В феврале 2023 года в претензии к Поставщику Общество потребовало возврата денег за всю продукцию, оплату экспертизы и проценты за пользование денежными средствами. Стороны встретились в суде.
Поставщик был не лыком шит и возражал: Покупатель принял товар без возражений. Предъявил требования с опозданием. И вообще, а вдруг он виноват в утрате качества?!
Суд стал проверять аргументы сторон.
Оказалось, что в штате нашего Общества есть инженер по качеству товара, в обязанности которого входит проверка партии материала, сбор информации о технологии производства работ. Однако спорный товар был принят без замечаний и претензий в течение длительного времени не предъявлялось.
Товар хранился на открытом складе, в том числе в летние месяцы. Хотя отдельные позиции требовали хранения в температуре до 30 градусов, другие – до 22 градусов тепла. При этом зарегистрированный летний максимум оказался 35 градусов. Что-то из купленного нужно хранить было в закрытом помещении для защиты от влаги. Ответчик благоразумно запасся фото- и видео- доказательствами неправильного хранения.
Суд назначил свою экспертизу. Она путем квалифицированного и компетентного экспертного исследования выявила, что условия хранения на открытом воздухе (учитывая температурные значения и значения влажности) могли изменить характеристики товара так, что он перестал соответствовать требованиям ГОСТ. Ну, и к моменту рассмотрения дела у части товара истекли сроки годности, что-то там исследовать на соответствие ГОСТ было уже сложно.
Выводы и возможные проблемы: После драки приемки товара без претензий кулаками махать может быть поздно. Проверять качество товара нужно сразу в течение срока, установленного договором. Если позже будут заявлены требования по браку, их могут и не удовлетворить. Кроме того, нужно будет доказать, что у покупателя товар хранился надлежащим образом, не влияющим на его характеристики. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «при приемке товара не имел претензий по качеству».
Цена вопроса: 16 806 659 руб. 30 коп. брака, процентов 1 519 966 руб. 65 коп.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.01.2025 N Ф06-10908/2024 ПО ДЕЛУ N А55-5966/2023
Брак браку рознь (Для случаев покупки некачественного товара)
- 27.01.2025
- 2 мин.
- 6