ФСС обнаружил, что одному и тому же человеку оплатил больничный дважды. Стал разбираться, как такое могло произойти. Оказывается, в ЕИИС «Соцстрах» человек числился у Работодателя А. Ему и был направлен запрос о предоставлении сведений по работнику. Работодатель А сведения предоставил, указав код 47, означающий, что заболевание наступило в течение 30 дней со дня увольнения. Фонд пособие работнику выплатил. И тут поступили сведения от Работодателя Б по тому же больничному, потому что на момент заболевания работник трудился уже там. И выплатили пособие второй раз.
Поскольку, по мнению Фонда, первый раз пособие было выплачено ошибочно, и Работодатель А виноват во всем, нужно взыскать излишне выплаченные деньги с него. Фонд обратился в суд, заявив, что у Работодателя А отсутствовала обязанность передавать нам сведения. Вот зачем он поторопился и подал?!
В суде такому заявлению, мягко говоря, удивились – а что не надо было? Со дня увольнения работника не прошло 30 дней. Он имел право на пособие. Вы ж сами запросили у Работодателя А реестр сведений. Ему что, нужно было лишить работника его законного права? Или он каким-то чудом должен был узнать о новом трудоустройстве бывшего сотрудника? Работодатель А сдал СЗВ-ТД об увольнении работника в ПФР, в реестре сведений, направленных вам, опять же, указал, что работник – бывший (код 47). Значит, у вас была информация о том, что работник уволился. И даже больше, до повторной выплаты пособия у вас была информация и о том, что он трудоустроился к Работодателю Б. Узнав от Работодателя А о том, что работник уволился, Вы могли сами не торопиться с выплатой и сопоставить данные. Но вы этого не сделали.
К слову, законодательством не предусмотрены безусловное начисление и автоматическая выплата пособий застрахованному лицу при каждом направлении страхователем листка нетрудоспособности. Это вы, как страховщик, должны определять наступление страхового случая, наличие оснований для назначения и выплаты пособий. Работодатель А был бы виновен, если бы подал недостоверные сведения, но он указал все правильно. Дальше решение было за вами. И поскольку вы плохо исполняли свои обязанности, то во взыскании пособия с Работодателя А мы вынуждены отказать.
Выводы и возможные проблемы: Как видим, проактивный механизм выплаты пособий работает неидеально. Вопрос о том, как должен быть подтвержден тот факт, что на момент начала нетрудоспособности человек еще не нашел новую работу, в Законе N 255-ФЗ прямо не урегулирован. Специалисты ФСС в своем телеграмм-канале давали такие пояснения: «если страховой случай наступил в течение 30 дней после прекращения сотрудником работы в вашей организации, вам необходимо удостовериться в отсутствии трудоустройства вашего бывшего сотрудника у другого работодателя». Но нигде в НПА такая обязанность бывшего работодателя прямо не прописана. Предполагается, раз уж СФР проинформировал организацию об оформлении ЭЛН ее бывшему работнику и направил предзаполненные сведения для назначения пособия, значит, новый работодатель у уволенного еще не появился. На практике с этим могут быть сложности. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «больничный уволенному лицу».
Цена вопроса: 3600 рублей.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.10.2024 N Ф09-5815/24 ПО ДЕЛУ N А76-5381/2024, СТАТЬЯ: БОЛЬНИЧНЫЙ БЫВШЕМУ РАБОТНИКУ: ПРОАКТИВНЫЕ СЛОЖНОСТИ (КАЛИНЧЕНКО Е.О.) («ГЛАВНАЯ КНИГА», 2022, N 18)