Общество заключило договор с Экспедитором, передало груз и оплатило услуги. Экспедитор, так же по договору транспортной экспедиции, нанял Перевозчика, который предоставил два своих контейнера в аренду, погрузил в них груз и доставил по железной дороге в пункт назначения. А дальше было как в мультфильме про почтальона Печкина: «Я вам посылку принес, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету».
Документы, надо сказать, у представителя Общества были, а груз Перевозчик задержал в связи с неоплатой услуг аренды и перевозки Экспедитором. Перевозчик настаивал, что такое право у него есть, прямо в договоре с Экспедитором прописано, а чей внутри контейнеров груз, ему, мягко говоря, «всё равно».
Получившее от ворот поворот Общество обратилось в суд за истребованием груза из чужого незаконного владения Перевозчика. Первые две инстанции удовлетворяя иск в этой части исходили из того, что Общество свои обязательства по оплате услуг перевозки перед Экспедитором исполнило полностью, удержание груза как способ обеспечения исполнения обязательств Экспедитора перед Перевозчиком неприменимо, поскольку удерживаемое имущество собственностью Экспедитора не является.
А что же третья инстанция? Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедитор (в роли которого в данном случае выступает Перевозчик), если это предусмотрено договором, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения. Соответствующий пункт в договоре, действительно, есть.
В силу п. 2 ст. 359 ГК РФ кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Исходя из буквального толкования данной нормы, право на удержание вещи кредитором не поставлено в зависимость от принадлежности имущества должнику на праве собственности.
Таким образом, из материалов дела следует, что Перевозчик владеет спорным грузом на законных основаниях и имеет право на защиту своих прав путем удержания груза Общества (собственника) до полного исполнения Экспедитором своих обязательств. Кассационный суд в иске отказал.
Выводы и Возможные проблемы: Передавая груз экспедитору нужно учитывать, что при наличии долгов экспедитора перед перевозчиком, груз может надолго застрять в «чужом законном владении» перевозчика. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «транспортная экспедиция истребование груза из чужого незаконного владения».
Цена вопроса: стоимость переданного экспедитору груза.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 11.01.2024 N Ф03-5711/2023 ПО ДЕЛУ N А73-6635/2023