15 декабря 2021 года между ИП и ООО был заключен агентский договор. В соответствии с условиями договора, агент (ИП) от имени и за счет принципала (ООО) выполнял задания принципала в рамках реализации проекта по изготовлению прутковой продукции. Вознаграждение агента составляло 120 тысяч рублей в месяц, плюс премия. Стороны решили, что договор будет действовать до конца 2023 года.
Но что-то пошло не так, и в 2022 году Общество решило прикрыть проект. В связи с чем в услугах ИП оно нуждаться перестало. 3 сентября 2022 года ООО в одностороннем порядке расторгло договор. Не учло только Общество одного: агентский договор готовил сам предприниматель. И на случай досрочного расторжения договора заготовил ИП специальный пункт: в случае его расторжения в одностороннем порядке принципалом, он выплачивает Агенту сумму в размере соизмеримом ежемесячному вознаграждению Агента, состоящему из постоянной и переменной частей за каждый месяц до конца действия текущего договора, но не менее 6 (шести) вознаграждений. Так-то до конца действия договора еще 16 месяцев было! Так что потребовал ИП с ООО 2 496 000 рублей за досрочный отказ от договора. Общество просто так, собственно ни за что, платить не собиралось, и пришлось идти всем в суд.
Суды мудрили долго и никак не могли согласиться, какие же нормы применить к данному договору.
Первый суд решил, что сюда не только нормы по агентированию нужно применить, но и нормы договора поручения, сославшись на ст. 1011 ГК РФ, согласно которой к агентским отношениям применяются правила, предусмотренные для договора поручения и комиссии. А ст. 977 ГК предусматривает право на отказ от договора поручения, и его ограничить нельзя. В том числе нельзя и взимать плату за отказ. Следовательно, ИП ничего не положено!
Второй суд решил, что поручение вообще-то совсем не причем. Глава про агентирование и сама содержит нормы об отказе от договора, которые не запрещают плату за такой отказ. Значит, плата законна. Однако нужно не только законность данного условия рассмотреть, но и справедливость. Договор-то готовил сам ИП! И условие, обеспечивающее получение ИП фактически пассивного дохода на оставшиеся полтора года до конца договора, мало имеет общего со справедливостью. Апелляция решила, что ИП хватит и платы за два месяца, т.е. взыскал с ООО 312 тысяч рублей.
Кассация опять задалась вопросом: а можно ли к нашему агентскому договору применить нормы ГК о поручении?! И решил суд, что данный договор в принципе является договором поручения, т.к. агент по нему должен исполнять поручения принципала и совершать юридические и иные действия по заданию принципала. В связи с этим признала кассация пункт договора об оплате агенту за отказ от договора противоречащим ГК.
Выводы и Возможные проблемы: За отказ от договора поручения плату взыскать нельзя. Даже если такой пункт включен в текст договора. Ну и суды не только договор читают, они всегда исходят из его сути. Даже если договор назван агентским, но является фактически договором поручения, то от оплаты за отказ можно отвертеться. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «плата за отказ от договора поручения».
Цена вопроса: 2 496 000 руб.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2023 N Ф06-9279/2023 ПО ДЕЛУ N А55-37328/2022