По результатам электронного аукциона между Учреждением и Обществом был заключен контракт на поставку квадроцикла по цене 1 258 130 руб. Мотовездеход понадобился не для развлечений, а исключительно для работы – учреждение было краевым Управлением по делам ГО, ЧС и ПБ.
Поставка состоялась, все характеристики соответствовали условиям договора, вот только страна происхождения подкачала: вместо прописанной в Спецификации Российской Федерации, в документации на квадроцикл значилось «Китай».
Ссылаясь на поставку Обществом товара, не соответствующего условиям контракта, Учреждение обратилось в суд с требованием о замене поставленного товара на российский и о взыскании 125 813 руб. штрафа по 44-ФЗ.
Общество предъявило встречный иск о внесении изменений в контракт в части указания страны происхождения, а именно: вместо «Россия», просило указать «Китай». Общество пояснило, что при оформлении конкурсной документации была допущена техническая ошибка, условия о месте происхождения товара – Россия были включены ошибочно, по контракту поставлен товар с местом происхождения — Китай, как изначально и предполагалось, соответствующее разрешение выдал сам Минпромторг РФ!
Суды первых двух инстанций оценили министерское письмо, обратили внимание, что товар с заявленными характеристиками не производится на отечественном рынке, при этом технические данные поставленного квадроцикла соответствуют условиям договора и удовлетворили встречный иск, полностью отказав в первоначальном. Учреждение не сдалось, и кассационный суд встал на его сторону.
По спецификации к контракту, декларации о стране происхождения товара и согласно заявке Общества на участие в аукционе (в которой указано на преференции, предоставляемые российским товарам Приказом N 126н), страной происхождения предмета поставки является Российская Федерация. Таким образом, Общество, выигравшее торги, не только знало, что в документации об электронном аукционе установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, но и обязалось в случае победы поставить именно российский товар.
От страны происхождения товара, в конечном счете, зависела и цена контракта. Суд поддержал Учреждение в том, что в случае представления Обществом в заявке на аукцион достоверной информации о поставке товара из иностранного государства, возникли бы основания для снижения цены на 15%. Кроме того, при исполнении контракта на поставку товара не допускается замена страны его происхождения, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товара будет являться государство — член Евразийского экономического союза.
С учетом изложенного Учреждение правомерно потребовало у Общества заменить фактически поставленный товар иностранного происхождения на товар, указанный в заявке, со страной происхождения — Российская Федерация, и штраф за ненадлежащее исполнение в размере 10% от цены контракта — 125 813 руб. правомерен.
Выводы и Возможные проблемы: Возможно Общество, указывая в заявке страну происхождения «РФ» понадеялось на силу «министерской разрешающей грамоты», однако на цену контракта «грамота» волшебным образом не влияет, в данном случае китайский квадроцикл должен быть на 15% дешевле. «Техническая ошибка» при указании страны происхождения в аукционе с ограничениями на поставку иностранного товара исправляется не внесением изменений в контракт, а поставкой нового товара и штрафом, сумма которого зависит от цены контракта. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «поставка товара иностранного происхождения».
Цена вопроса: Дополнительные затраты на новую поставку товара + штраф, ну или «здравствуй, реестр недобросовестных поставщиков», поскольку в РФ такие квадроциклы не производятся.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.09.2023 N Ф04-4520/2023 ПО ДЕЛУ N А03-13729/2022