Два предпринимателя заключили договор купли-продажи мобильного киоска. По условиям договора цвета нижней и верхней части киоска комбинированные. Их нужно утвердить дополнительным соглашением, причем до определенной даты Х. А отгрузить киоск нужно до даты Y. СтОит такой киоск 685 000 руб., но вначале Покупатель оплачивает задаток в размере 70% — 479 500 рублей, а оставшуюся сумму в размере 205 500 рублей Покупатель оплачивает в период готовности киоска к отгрузке в адрес покупателя, но до даты Y.
Так уж получилось, что Покупатель так и не получил киоск в обусловленную дату, в связи с чем потребовал вернуть внесенный задаток в размере 480 000 рублей, как неосновательное обогащение, плюс туда до кучи потребовал добавить проценты за пользование чужими денежными средствами. Поскольку деньги не были возвращены Продавцом добровольно, разочарованный Покупатель обратился в суд, соблюдя при этом досудебный претензионный порядок. Продавец сначала в ответе на претензию, а потом уже и в суде объяснил непоставку киоска тем, что между сторонами не заключено дополнительное соглашение – стороны так и не согласовали цвет киоска. А ведь в договоре существует прямое указание о необходимости заключения дополнительного соглашения. Продавец несколько раз просил утвердить цвета допсоглашением, но Покупатель так и не соизволил. Так что, Продавец «крайней степени невиновный».
Покупатель же считал, что цвета согласованы в переписке в WhatsApp (принадлежит компании Metа, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена). Он показал эту переписку суду, мол, что тут непонятного, все вроде определили, вот же написано «Хорошо, желтая полоска на белом фоне». После этой фразы следует сообщение в виде эмодзи: «большой палец вверх». Данный знак в обычно принятом и распространенном понимании при общении посредством электронной переписки означает «хорошо». Какие-то другие интерпретации тут сложно вообще придумать. Дальше в переписке к обсуждению цветов стороны не возвращались, из чего следует, что все со всем согласны.
Продавец пытался «душнить», мол, из переписки непонятно, а в какой части кузова и какого размера должна быть желтая полоска? А она должна быть одна или несколько? Горизонтальная или вертикальная? А белый фон, какого именно оттенка? Все эти данные нужно было отразить в дополнительном соглашении к договору для окончательного утверждения точной и конкретной расцветки без возможности двусмысленного понимания.
Но суд напомнил: «Так у вас в договоре указано, что признается юридическая сила всех документов, тексты которых получены по каналам связи, наравне с исполненными в простой письменной форме. Каналы связи в терминах данного договора — это электронная почта с указанными в договоре адресами сторон, а также телефонные номера (WhatsApp)». К тому же продавец до даты X про допсоглашение ни разу не заикался, а настаивать на нем и суетиться начал после того, как уже все сроки были пропущены. Так что, сделка не состоялась. Покупатель получил обратно свой задаток, а Продавец остался при желто-белом киоске.
Выводы и Возможные проблемы: Переписка в мессенджерах уже давно стала средством доказывания и определения обстоятельств договоров в суде. Например, слово «ок» считалось судами за выражение согласия. Но вот впервые эмодзи был признан судом равносильным подписи под документом. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «эмодзи доказательство».
Цена вопроса: 480 тыс. рублей + проценты.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2023 N 15АП-8889/2023