1 февраля к одному ИП устроилась на полставки многодетная Гражданка. Так как ее младшему ребенку не исполнилось еще 1,5 года, она оформила с 27 февраля отпуск по уходу за ребенком и продолжила работать на полставки. То есть, она и за февраль получила зарплату 5 023, и за март получила зарплату 5 023 руб. Плюс за март из ФСС получила 8 145 рублей пособия. Подозрительной показалась ФСС такая схема, и стал требовать Фонд от ИП излишне перечисленное пособие. Стороны встретились в суде.
Первый суд не согласился с Фондом. В отпуске по уходу за ребенком работать неполный рабочий день можно. Прием работника, фактически осуществляющего уход за ребенком, изначально на условиях сокращенной продолжительности рабочего времени не свидетельствует о злоупотреблении страхователем правом, поскольку установленная продолжительность рабочего времени позволяет Гражданке осуществлять полноценный уход за ребенком. Дополнительного сокращения рабочего времени в целях получения или сохранения пособия законодательством не предусмотрено.
Апелляция с кассацией встали на сторону Фонда. Логика была такая… Гражданка изначально была принята на работу с частичной занятостью на рабочий день продолжительностью 4 часа, следовательно, нормой рабочего времени для нее является 4 часа в день при 5-дневной рабочей неделе. Таким образом, с момента приема на работу ежедневная продолжительность работы не изменялась. Размер ежемесячного заработка не изменился, утраты дохода со стороны Гражданки не произошло. По смыслу части 2 статьи 11.1 закона N 255-ФЗ пособие по уходу компенсирует работнику заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени. В рассматриваемом случае пособие по уходу за ребенком является не компенсацией утраченного работником заработка, а приобретает характер его дополнительного материального стимулирования.
ВС РФ решил, что необходимо учесть, что в данной ситуации пособие компенсирует ту часть заработка, которую работник мог бы получать при условии занятости в течение полного рабочего дня, однако лишен этого, поскольку обязан обеспечить малолетнему ребенку надлежащий уход. Условия, предусмотренные ч.2 ст.11.1 Закона N 255-ФЗ, для сохранения права на получение пособия по уходу за ребенком соблюдены. Кроме того, в рассматриваемой ситуации, размер заработной платы на условиях неполного рабочего времени меньше размера получаемого пособия, а, соответственно, лишение пособия снижает уровень материального обеспечения Гражданки, имеющегося до трудоустройства, что искажает саму суть государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Выводы и Возможные проблемы: СФР может показаться подозрительным, если после выхода в отпуск по уходу за ребенком ни рабочее время не сократится, ни зарплата не уменьшится. Но ВС РФ решил, что дополнительное сокращение и так уже не полного рабочего времени необязательно. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «пособие приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника».
Цена вопроса: Принципиальные 8 145 руб.
Подробнее: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.08.2023 N 309-ЭС23-5380