Один Завод в 2020 году реализовал кучку автомобилей: стоимостью от 100 тысяч за УАЗ 23602 КАРГО до 1 миллиона за Land Rover Range Rover. Распродажа прям!
Конечно, такие сделки не могли не привлечь внимания налоговых органов при проведении камеральной проверки. К тому же из шести покупателей четверо оказались взаимозависимыми. Посмотрела инспекция в сведения ГИБДД, которыми располагала, и выяснила, что в этом же году примерно такие же авто продавались в среднем в несколько раз дороже. Запросила сведения по ДТП (мало ли, может, остатки авто продавали). О ДТП сведений в ГИБДД не было. Подозрительно все это! — сообщила инспекция Заводу по итогам проверки.
Завод исправился только по одному авто: подал уточненку с доплатой 353 298 руб., в том числе: 351 166,60 руб. по отражению реализации транспортного средства BMW X3 xDrive30D в сумме 1 755 833 руб.
Маловато будет! – решила налоговая и стала копать дальше. Заказала инспекция оценку. Выводы об оценке рыночной стоимости авто получились такими: УАЗ – 436 478 руб. (реализован за 100 000); ГАЗ – 895 847 руб. (реализован за 220 000); BMW 330I — 2 687 607 руб. (реализован за 700 000); Land Rover – 6 353 216 руб. (реализован за 1 000 000); Hyundai — 1 432 633 руб. (реализован за 190 000) и BMW X3 xDrive30D — 3 107 081 руб. (реализован за 700 000). Понятно, что налогоплательщик занизил цены от 3 до 7 раз! И насчитала налоговая налог с продажи транспорта по рыночной стоимости. Получилось у нее 1 599 297 руб. налога на прибыль, 107 530,95 руб. пени и штраф в сумме 120 722 руб.
Спорить сторонам пришлось в суде.
Суды пришли к выводу о том, что сделки по реализации автомобилей, заключенные, в том числе и с не взаимозависимыми лицами, не обусловлены разумными экономическими причинами. Очевидно, что основной целью реализации автомобилей явилось неуплата (не полная уплата) налога, в результате искажения содержания финансово-хозяйственных операций. Как отметили суды, в рассматриваемом ситуации многократное отклонение указанной в договоре купли-продажи цены транспортных средств от рыночного уровня цен поставило под сомнение саму возможность совершения сделок на таких условиях. Следовательно, доначисление инспекцией спорных сумм налога с учетом отчетов оценщика является правомерной.
Даже довод Завода о том, что по сделкам с не взаимозависимыми лицами цены считаются рыночными (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК), отмели. Сослался суд здесь на ст. 40 НК о том, что налоговые органы вправе при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен не только по сделкам между взаимозависимыми лицами (подпункт 1), но и: по товарообменным (бартерным) операциям (подпункт 2); при совершении внешнеторговых сделок (подпункт 3), а также при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени (подпункт 4).
Выводы и Возможные проблемы: Не важно, кому продается имущество с многократным занижением цены: взаимозависимые покупатели или нет. Если налоговая докажет, что рыночная цена имущества в разы больше, не избежать доначисления налогов. Ну а по автомобилям проверить рыночные цены инспекции не сложно: она располагает сведениями ГИБДД. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Налог на прибыль многократное занижение цены сделок».
Цена вопроса: 1 827 549,95 руб.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2023 N Ф06-4030/2023 ПО ДЕЛУ N А12-16371/2022