Сотрудники полиции проверяли Завод и установили факт использования нелицензированного программного продукта «1С: Предприятие». В ходе осмотра помещений были обнаружены, осмотрены и изъяты два компьютера с программами «1С», запускающимися без ключей защиты. Ни на один из экземпляров программы не нашлось документов. Правообладатель «1С-Софт» через суд взыскал с Завода 999 000 рублей компенсации за незаконное использование программ для ЭВМ.
Завод не согласился ни с размером компенсации, ни с претензиями Правообладателя и обратился в суд по интеллектуальным правам. Во-первых, по мнению Завода, «1С-Софт» пропустили срок давности, поскольку период использования контрафактного программного обеспечения составлял с 2011 по 2018 гг. Во-вторых, они необоснованно изменили первоначально заявленный размер компенсации: сначала просили 50 000 рублей, а потом резко увеличили свои аппетиты до 999 000 рублей. Они, якобы, свои нарушенные права защищают, а на деле такими действиями причиняют вред нам, Заводу. В-третьих, один из изъятых системных блоков вообще не имеет к нам отношения, на балансе у нас не числится и принадлежит некой гражданке, которая у нас даже не работает. Кроме того, обнаруженные программы являются установочными неразархивированными файлами и не использовались нами. В-четвертых, давайте не будем забывать про мораторий на банкротство, то бишь на неустойки, действующий до 1 октября 2022. Поскольку компенсация за нарушение исключительных прав на программы для ЭВМ носит штрафной характер, то Правообладатель вообще должен «перебиться» со своими исковыми требованиями. Это не мы придумали, а Правительство РФ.
Суд по интеллектуальным правам, конечно же, выслушал все доводы Завода, но остался на стороне Правообладателя. И вот почему. Допущенное Заводом нарушение являлось длящимся, и было пресечено в 2021 году, так что срок исковой давности в данном случае не пропущен. Это первый «пролет над Парижем». По смыслу ст. 10 ГК РФ «1С-Софт» защищает принадлежащие ему исключительные права посредством обращения в суд, что не может быть признано злоупотреблением правом. Выбор способа расчета компенсации за Правообладателем. Пленум ВС в своем Постановлении № 10 позволяет правообладателям как выбрать один из способов расчета суммы компенсации, так и изменить его до вынесения судом решения. Ведь предмет и основания заявленного иска при этом не изменятся. Получается, сначала «1С-Софт» считал компенсацию по п. 1 ст. 1301 ГК РФ, однако в последующем решил ее пересчитать по п. 2 ст. 1301 ГК. Указанные действия укладываются в предусмотренные законом рамки и не свидетельствуют о злоупотреблении правом. Это второй «пролет». Факт использования всех изъятых компьютеров в деятельности Завода, как и факт ведения с их помощью хозяйственной деятельности, подтверждены справкой эксперта, протоколом осмотра места происшествия, ходатайством директора завода. Это был третий «пролет». Ну и, четвертый «пролет» Завода заключается в том, что мораторий на банкротство и неустойки, придуманный Правительством РФ, не имеет отношения к компенсации за нарушение исключительных прав на программы для ЭВМ, поскольку она не относится к финансовым санкциям.
Выводы и Возможные проблемы: Для желающих сэкономить на лицензионном софте предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственности. Порой и штрафы такие, что дешевле будет пользоваться легальным программным обеспечением. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Компенсация за незаконное использование программ для ЭВМ».
Цена вопроса: 999 000 рублей.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРАВАМ ОТ 21.04.2023 N С01-610/2023 ПО ДЕЛУ N А08-17/2022