Два общества заключили кучу договоров лизинга оборудования с Лизинговой Компанией. И тут началась СВО. У Лизингополучателей начались сложности в связи с санкциями иностранных государств, и было принято решение просить у Лизингодателя отсрочки по лизинговым платежам на 9 месяцев. Лизингодатель отказал, Лизингополучатели обратились в суд: «Так и так, у нас существенно изменились обстоятельства. Иностранные государства в ненадлежащей международной процедуре и в противоречии с многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, установили ограничительные меры против нее и ее хозяйствующих субъектов после начала 24.02.2022 упреждающей специальной военной операции по реализации Россией ее неотъемлемого права на самооборону. Введение внешнеэкономических санкций в отношении Российской Федерации и ее хозяйствующих субъектов привело к ухудшению нашего финансового положения. Мы не можем закупить и ввезти на территорию РФ материалы и комплектующие для арендуемого оборудования. К тому же большая часть выпускаемой нами продукции шла на экспорт в Украину, Филиппины, страны Евросоюза и СНГ. Мы пока не можем туда продавать, на поиск новых покупателей нужно время, мы крутимся как веретено. Ряд крупнейших логистических компаний отказался от работы с российскими компаниями и доставляет грузы в Россию, что привело к невозможности перевозки уже оплаченных комплектующих и запасных частей на лизинговое оборудование, приобретенное в странах Евросоюза. Ряд банков, в которых у нас открыты расчетные счета и через которые мы обязаны осуществлять расчеты по кредитным соглашениям, оказались в санкционном списке, что привело к невозможности получения денежных средств от экспортных клиентов за уже отгруженный товар. Учредителем Лизингодателя является немецкая компания «Сименс Акциенгезельшафт». А концерн Siemens, как известно, поддерживает санкции в отношении России, ее граждан и юридических лиц, что выражается в приостановлении поставок и новых проектов в России, а также в фактическом отказе от выполнения договорных обязательств. После приостановки поставок запчастей и расходных материалов к лизинговому оборудованию, прекращения гарантийного обслуживания мы лишились возможности полноценно использовать оборудование и производить на нем продукцию. Господа, мы попали в такую… такой переплет, который ну никак не могли предвидеть при заключении договоров лизинга. Расторгать договора мы не хотим, просто просим отсрочки и надеемся на скорейшую стабилизацию сложившейся ситуации».
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что статьей 451 ГК РФ предусмотрена возможность внесения изменений в договор в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. И в данной ситуации имеет место одновременное наличие условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лизингополучатели объективно доказали необходимость в создании условий для восстановления их экономического положения, указав, что предлагаемые изменения условий договоров финансовой аренды позволят им предпринять меры как для сохранения бизнеса, так и для сохранения возможности производить расчеты по лизинговым обязательствам, в чем также заинтересован и Лизингодатель. В связи с чем суды предоставили отсрочку по лизинговым платежам.
Лизингодатель в суде тоже не молчал и достойно отстаивал свое право на получение причитающихся лизинговых платежей, дойдя до кассационной инстанции: «Ребята, у нас сменился учредитель. Siemens ушли и теперь доля 100 % в уставном капитале у российского юридического лица. Мы тоже русские «всему миру назло» (с). Так что, претензии к нам, как к лицу, зарегистрированному в недружественном иностранном государстве, больше неактуальны. И еще момент. А вы Правила лизинга смотрели, когда договоры заключали? Там черным по белому написано, что стороны предполагают и предвидят возможное ухудшение экономической ситуации в Российской Федерации, вне зависимости от возможных причин такого ухудшения. Так почему теперь суд должен возложить на нас риски изменения экономической, геополитической ситуации и вашего имущественного положения? Ухудшение экономической обстановки в стране влияет на всех хозяйствующих субъектов, т.е. не только на вас, но и на нас, ведь мы российская компания. Кроме того, та стабилизация, «о которой так мечтали большевики, свершилась» (с). Государство приняло всяческие меры для экономической поддержки бизнеса. Насколько нам известно, у вас тоже обозначилась позитивная динамика в бизнесе. Это же вы набрали еще оборудования по двадцати договорам лизинга? Вот вы его, наверное, эксплуатируете, и темпы производства и качество производимой продукции растут на глазах. Кроме того, вы выпустили биржевые облигации. Полагаем, это позволит привлечь дополнительные денежные средства инвесторов на сумму 200 млн. рублей. Так что, не надо за наш счет решать свои финансовые проблемы. Всем сейчас тяжело, будем как-то выгребаться из… переплета. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможности ретроспективного изменения обязательств по решению суда».
Но суд округа поддержал суды предыдущих инстанций, указав, что принятые государством меры экономической поддержки бизнеса это, безусловно, великолепно, но позвольте суду по собственному усмотрению определить, какие именно изменения в условиях договоров необходимы для восстановления баланса интересов сторон. Все предположения о позитивных изменениях в бизнес-судьбе Лизингополучателей после принятия первого судебного решения не могут быть учтены судами вышестоящих инстанций. Понимаете, апелляционный суд, он как бы проверочная инстанция. Те новые обстоятельства, что появились с даты принятия первого решения до даты рассмотрения апелляционной жалобы, не существовали на момент объявления резолютивной части судебного решения. Поэтому они не могут быть отнесены к основаниям отмены судебного акта в порядке апелляционного производства. Ну а что касается ретроспективного изменения обязательств, то статья 425 ГК это предусматривает. Стороны, которых связывает действующее договорное обязательство, могут изменить или прекратить его с обратной силой, то есть распространить правовой эффект такого изменения или расторжения на прошлое.
Выводы и Возможные проблемы: Статья 451 ГК РФ работает не только в условиях пандемии, но и в условиях санкций иностранных государств. Главное, как всегда, обстоятельно и доказательно пожаловаться суду. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Внесение изменений в графики лизинговых платежей».
Цена вопроса: стоимость отсроченных платежей за 9 месяцев.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2023 N Ф08-13508/2022 ПО ДЕЛУ N А32-13267/2022
Об отсрочке лизинговых платежей в связи с санкциями (Для случаев заключения договоров лизинга.)
- 10.04.2023
- 4 мин.
- 26