Отдельно Президиум ВС РФ обобщил практику по спорам в сфере финансовых услуг:

  • не нужна лицензия на банковскую деятельность, чтобы приобрести у банка-банкрота на торгах право требования по потребительскому кредиту;
  • нельзя рассматривать погашение кредита через банкомат в качестве согласия на предложенное банком повышение ставки по кредиту;
  • страховая компания не может отказать в возмещении по ОСАГО из-за непредставления автомобиля на осмотр или его самостоятельного ремонта, если можно достоверно установить факт страхового случая и размер убытков. В частности, эти обстоятельства могут подтвердить административные материалы и заключение судебной экспертизы;
  • страховая компания может заявить требование к виновнику ДТП в порядке регресса в течение 3 лет с момента выплаты страховой компанией потерпевшего возмещения последнему. Расчеты между компаниями на течение срока исковой давности не влияют;
  • заявить о несоблюдении потребителем досудебного порядка нужно исключительно в первой инстанции. В апелляции этот довод поможет лишь в случае, если дело рассматривается по правилам первой инстанции. К сходному выводу ранее приходили Пленум и Президиум ВС РФ;
  • досудебный порядок считается соблюденным, если финансовый омбудсмен прекратил рассмотрение обращения потребителя по причинам, не связанным с поведением последнего. При возникновении спора и несогласии потребителя с омбудсменом суд должен проверить обоснованность такого прекращения.

«Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022) {КонсультантПлюс}