Предприниматель установил рекламные конструкции на стенах зданий, получив соответствующие разрешения. Прошло несколько лет, сроки выданных разрешений истекли. Управление наружной рекламы решили посмотреть, убрал ли ИП конструкции. Оказалось, что не убрал. Ну с кем не бывает, наверное, замотался и забыл. Сотрудники Управления напомнили Предпринимателю о необходимости демонтировать рекламу соответствующим предписанием.
ИП с предписанием не согласился и решил оспаривать его в суде. Во-первых, пояснил в жалобе Предприниматель, предписание выдано с нарушением, потому что проверки как таковой не было. Во-вторых, это вообще-то не рекламные конструкции, а информационные вывески. Эти вывески не содержат сведений рекламного характера, поскольку стрелочки на них информируют о месте нахождения и месте входа в организации. Соответственно, они не являются рекламой и не формируют интерес к объекту рекламирования.
Суду пришлось разбираться с критериями отнесения конструкций к вывеске и рекламе. С учетом положений Закона о защите прав потребителей указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске. Вывески обычно располагают на фасаде здания непосредственно рядом со входом, над или под окнами, а также в пределах участка фасада здания. Что касается спорных конструкций, то суд установил, что они не содержат какой-либо обязательной для размещения информации. Про режим не написано, адрес не указан. Световой короб указывает на услугу — «Ломбард». Конструкция установлена практически на весь объем стены МКД. А брандмауэрное панно указывает на ресторан быстрого питания «Бургер Кинг». Более того, в месте размещения панно сам ресторан не расположен. А находится он в отдельно стоящем нежилом здании по соседству.
Также судом было установлено, что место на фасаде МКД, где в данное время размещена реклама «Бургер Кинг», ранее сдавалось в аренду. Там висело информационное сообщение «РЕКЛАМНОЕ МЕСТО». Таким образом, внешний вид и оформление конструкций говорят о том, что целью их размещения является не указание сведений об организации в соответствии с законодательством, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к организациям и оказываемым им услугам. Так что, господин Предприниматель, это все-таки реклама. Ну и давайте не будем забывать, что на эти самые конструкции Вы ранее оформляли соответствующие разрешения, а теперь с чего-то решили, что можно их не оформлять и выдать за вывески.
Доводы ИП о выдаче предписания Управлением не по итогам проверки суд отклонил, поскольку есть в законодательстве специальная норма, не связывающая напрямую возможность вынесения соответствующего предписания с необходимостью проведения проверки. В рассматриваемом случае основанием для вынесения предписания является не осуществление муниципального контроля, а реализация Управлением  публично-властных полномочий в рамках его текущей деятельности.
Выводы и Возможные проблемы: Если организация получала разрешение на установку рекламной конструкции, но срок действия такого разрешения истек и разрешение на ее эксплуатацию не получалось, то вас могут попросить демонтировать рекламу, порой даже в принудительном (судебном) порядке, а могут и привлечь к административной ответственности. Ну и следует помнить, что проверяющие органы прекрасно отличают рекламные конструкции от вывесок, так что не нужно пытаться выдать желаемое за действительное. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Реклама без разрешения».
Цена вопроса: Стоимость самих рекламных конструкций и их демонтажа.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 04.10.2022 N Ф09-6480/22