У ИП на УСН было две торговых точки, объединенные общей витриной, на сельскохозяйственном рынке. Торговая точка была современной, предоставляла покупателям возможность расплатиться пластиковой картой через POS-терминал. Терминал выдавал нефискальный чек, подтверждающий факт списания денег с карты. Покупателей это устраивало, продавца тоже. А вот представителя налогового органа, «случайно проходившего мимо» сей факт не устроил.
Налоговым органом, проводившим проверку соблюдения ИП требований к применению ККТ, было выявлено, что продавцом Предпринимателя осуществлен безналичный денежный расчет (прием денежных средств) за покупку 340 грамм сыра «Российский» на сумму 153 рубля, при этом ККТ в момент расчета не применена, кассовый фискальный чек покупателю не выдан.
По итогам административного расследования был составлен протокол, согласно которому Предприниматель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета без ККТ. Вышло у налогового органа 1 779 818 рублей 49 копеек! Конечно же ИП воспротивился таким строгостям и пошел в суд.
Оказалось, что у Предпринимателя есть зарегистрированная ККМ, и стоит она на своем месте «приписки» – в подвергнутой проверке торговой точке. Но… по объяснениям продавца не применена из-за поломки. ИП пояснил суду, что о поломке ККМ не в курсе, продавец ему ничего не сообщал, сколько времени машина находится в неисправном состоянии ему неизвестно. Эти продавцы творят, что хотят, а я честный!
Подняли данные автоматизированной системы контроля ККТ ФНС России. Проверили фискальные документы от оператора фискальных данных. Выяснилось: ККТ Предпринимателя в период с 06.10.2020 по 03.08.2021 не применялась. Стали смотреть: а что там за этот период наторговал наш ИП? За указанный период на расчетный банковский счет ИП поступили денежные средства с указанием назначений платежа «Возмещение средств по услуге эквайринга…» и «Зачисление средств по терминалам эквайринга…» на общую сумму 7 119 120 рублей 97 копеек. От этой суммы и взяли 1/4 в качестве штрафа. Иная контрольно-кассовая техника на учете у ИП в налоговых органах отсутствует и ранее на учете не состояла.
Суд пришел к выводу о виновности Предпринимателя в совершении административного правонарушения. Предприниматель пытался шуметь: «Какие ваши доказательства, что все эти деньги пришли именно с этого торгового места?! А может быть это деньги от других торговых точек!» Суд этот шум заглушил: «В этом вопросе нет смысла! Деньги по эквайрингу пришли? Пришли! А других ККТ у Предпринимателя нет. Значит, в любом варианте – имеем работу без ККТ! То есть, имеем нарушение!»
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности судом не установлено.
Казалось бы – это конец! Но суд решил не «рубить с плеча». Имея на руках все факты для сурового наказания, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, приняв во внимание, что административное правонарушение совершено Предпринимателем впервые, счел возможным заменить штраф на предупреждение. Последующие инстанции с этим согласились.
Выводы и Возможные проблемы: Со 2 мая 2022 года налоговиками применяется официально утвержденный Минфином индикатор риска для контроля за соблюдением законодательства о ККТ. Контрольные мероприятия могут провести, если есть зарегистрированные кассы, но в течение 60 календарных дней в автоматизированной информационной системе налоговых органов нет фискальных данных. И штраф начислят не только исходя из суммы контрольной закупки, обязательно посчитают всю выручку, прошедшую мимо ККТ. И хорошо если найдется повод заменить штраф на предупреждение. В этот раз правонарушителю повезло. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Неприменение контрольно-кассовой техники».
Цена вопроса: Для должностных лиц от ¼ до ½ объема выручки без применения ККТ. Для юридических лиц от ¾ до всей выручки без применения ККТ. Выручка берётся за весь ПЕРИОД неприменения ККТ.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 11.05.2022 N Ф09-2529/22 ПО ДЕЛУ N А60-51206/2021