Один из Участников ООО обратился в суд с требованием о признании недействительными договора ипотеки и договора поручительства, заключенных между ООО и Банком. Оказывается, ООО выступило поручителем по кредитному договору посторонней Фирмы. И для надёжного поручительства ООО заложило (по договору ипотеки) своё имущество Банку. Участник рвал на себе волосы и доказывал, что последние 4 года он жил мирно за границей нашей Родины и не знал, что дома творится форменный беспредел. Директор в своем отчете данные сделки не отразил. О заключении спорных договоров Участнику стало известно лишь после обращения Банка в суд с иском о взыскании задолженности по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество.
Участник обратился куда надо и заказал экспертизу документов. Эксперт сообщил: подписи от имени Директора в договорах выполнены одной группой почерка – одним лицом, но не Директором, а каким-то другим лицом с подражанием его подписи. Были и другие «подозрительные» обстоятельства.
Однако суд, во-первых, указал, что договор ипотеки зарегистрирован в Реестре, и документы на регистрацию подавались Директором лично. Значит договор подписан уполномоченным лицом. Во-вторых, экспертиза, назначенная судом, установила, что договоры подписаны всё же Директором, а не иным лицом.
В-третьих, и в-главных, Участник пытался говорить, что сделка не отвечала профилю ООО, не принесла прибыли ООО, нарушила права ООО. Суды же указали, что передача имущества в залог, так же, как и предоставление поручительства за третье лицо не требует специальной правоспособности юридического лица; отсутствие в Уставе ООО предусмотренного права на заключение указанных договоров не влияет на правомерность заключения таких сделок. Отказал суд Участнику в его страданиях.
Выводы и Возможные проблемы: Отсутствие в уставе указаний на возможность отдельных сделок не является запретом на их заключение. И за бизнесом присмотр нужен. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Признание недействительными договора ипотеки, договора поручительства».
Цена вопроса: 12 000 000 рублей.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.03.2022 N Ф09-3439/21 ПО ДЕЛУ N А50-34595/2019