Компания заключила с обществом договор поставки. Она обязалась внести предоплату 30% за первую партию товара до конца мая, за вторую — до конца июня. На 70% оплаты ей предоставили отсрочку до ноября.
В августе возбудили дело о банкротстве компании.
Общество товар передало (в апреле и в июне), но деньги не получило. В суде попросило взыскать стоимость поставленного товара и пени.
Первая инстанция иск удовлетворила. Признала спорные платежи текущими. Требования по ним можно рассмотреть раньше, чем реестровые в деле о банкротстве.
Апелляция не согласилась:
• требование о получении предоплаты оставила без рассмотрения. Его нужно предъявлять как реестровое в деле о банкротстве, поскольку обязательство возникло до его возбуждения;
• взыскала 70% оплаты и пени. Признала платежи текущими — обязательство возникло после возбуждения дела.
Кассация поддержала первую инстанцию. Все платежи текущие, так как обязательство по окончательной оплате появилось позднее августа.
ВС РФ с судами не согласился. Он применил позицию Пленума ВАС РФ об обязательствах по коммерческому кредиту. Когда общество поставило товар, у компании появилось обязательство его оплатить. Этот момент, а не указанные в договоре сроки платежа нужно учитывать при квалификации требований общества.

«КонсультантПлюс: Новости для юриста» {КонсультантПлюс}