В одном городе соседней области жило было Общество. И решило оно заняться организацией питания в садах да школах. Но вот не задача, все сады и школы работают по 223-ФЗ и выкладывают на сайт каждый раз уже готовые контракты — де заключили они контракт с единственным поставщиком. И закупки не объявляют, и конкурсы им с предложениями не нужны.
Оказалось, что как минимум у двух садов и школы в Положении о закупе по 223-ФЗ пункт есть такой любопытный: заказчик вправе провести закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае оказания услуг по организации питания в образовательных учреждениях.
Не довольно оказалось Общество, ну как так — целая ниша оказалась занята. И не поконкурируешь. Контракты летят, и все мимо. Пошло Общество в суд. Решило поспорить сразу с двумя садами и школой, и признать их Положения о закупке не соответствующими закону.
Но и там засада. Суды твердили в один голос: заказчик наделен правом самостоятельно определять способы закупки, а включение в Положение о закупке возможности оказания услуг по организации питания для нужд заказчика посредством закупки у единственного поставщика не противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Согласно статье 3.6 названного закона положением о закупке заказчика устанавливаются порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки. Вот так, ничего не попишешь. Нет ограничений в 223-ФЗ по закупкам у единственного поставщика, все решает заказчик в своем положении.
Но Общество решило идти до конца. И обратилось в Верховный суд. И тот не согласился с нижестоящими судами. Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы.
Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.
Вот так сурово, но справедливо были отменены пункты Положений о закупке по 223-ФЗ двух детских садов и одной школы.
Выводы и Возможные проблемы: Нельзя произвольно ограничить конкуренцию и без объяснения причин проводить закупки у единственного поставщика на рынке товаров и услуг, где существует справедливая конкуренция. Это работает и в обратную сторону: если ваши права на участие в закупке ограничили, с этим можно бороться! Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ ограничивает конкуренцию».
Цена вопроса: 6 241 096, 83 руб. – сумма трех контрактов, «пролетевших мимо».
Подробнее: ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВС РФ ОТ 16.09.2021 N 306-ЭС21-13429 ПО ДЕЛУ N А57-6544/2020, N 306-ЭС21-11589 ПО ДЕЛУ N А57-6792/2020, N 306-ЭС21-13581 ПО ДЕЛУ N А57-6788/2020