В феврале 2020 года компании заключили договор поставки. Затем покупатель направил контрагенту заявки на поставку, но она не состоялась.
В конце апреля покупатель получил письмо о том, что поставщик не может исполнить договор из-за эпидситуации в связи с COVID-19. К письму поставщик приложил заключение региональной ТПП.
Палата подтвердила: форс-мажор не позволял исполнять обязательства в течение 32 дней. На этот период (кроме 2 выходных) поставщик установил для своего персонала нерабочие дни.
Тем не менее покупатель обратился в суд, чтобы взыскать неустойку по договору и расторгнуть его.
Первая инстанция договор расторгла, а из периода начисления неустойки вычла те 32 дня. По мнению суда, поставщик:
• известил покупателя о форс-мажоре вовремя и надлежащим образом;
• принял все возможные меры, чтобы предотвратить негативные последствия непоставки;
• доказал, что форс-мажор продолжался в течение определенного периода.
Апелляция с таким решением согласилась.
Обзор: «Обзор судебной практики в связи с коронавирусом» (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}