ИП выдал компании заем в рублях. Затем стороны договорились о том, что возвращать заем и уплачивать проценты нужно в рублях суммами, равными платежам в долларах США. Курс ЦБ РФ определяется на дату перечисления денег на счет ИП.
Компания вернула заем не полностью, поэтому ИП сначала передал ей претензию, а затем обратился в суд.
Первая инстанция согласилась с требованиями взыскать деньги почти в полном объеме. Компания обжаловала это решение. По ее мнению, суд не учел форс-мажор: из-за региональных запретов и ограничений в связи с пандемией она не могла торговать алкоголем. Кроме того, резкое изменение курса рубля к доллару США вызвал не обычный финансовый кризис, а распространение коронавируса. Из этого следует, что договор займа нужно считать заключенным на первоначальных условиях.
Апелляция с такими доводами не согласилась. Компания не доказала, что в спорный период получала прибыль только или преимущественно от торговли алкоголем. Более того, компания ведет и другие виды деятельности, которые не считаются наиболее пострадавшими от пандемии. Финансовый кризис могут вызвать любые обстоятельства, поэтому кризис 2020 года апелляция особенным не считает.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 N 04АП-4769/2020 по делу N А58-3392/2020 {КонсультантПлюс}