В настоящее время заказчики в рамках действующих норм Закона о закупках, осуществляемых юридическими лицами, вправе самостоятельно в положении о закупке, документации о закупке регулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору, в том числе вправе предъявлять любые требования к банковским гарантиям (размер, форма, порядок предоставления, срок действия и т.д.) и банкам, выдающим их.
На практике это приводит к тому, что заказчики требуют, чтобы банковские гарантии были выданы приемлемыми для заказчика банками. Например, заказчики устанавливают такие требования, как наличие у банка действующего кредитного рейтинга одного из рейтинговых агентств S&P, Moody’s, Fitch на уровне не ниже «BB-«, при отсутствии установленных рейтингов для банка со стороны всех рейтинговых агентств у банка должен быть рейтинг Эксперт РА не ниже «A++» и капитал не менее 60 млрд. рублей, у банка должны быть собственные средства (капитал) в размере не менее 10 млрд. рублей.
Указанные требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства для целей обеспечения заявок и исполнения договоров.
С целью урегулирования указанного вопроса законопроект предусматривает предоставление в рамках Закона о закупках, осуществляемых юридическими лицами, в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам закупок, банковской гарантии, выданной банком, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона о контрактной системе.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.4 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подготовлен Минфином России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.10.2020) {КонсультантПлюс}