Лизинговая компания очень долго возилась с одной Организацией – терпела нерегулярные платежи, заключала дополнительные соглашения, но однажды ее терпение лопнуло. Посчитала Компания убытки от такого «сотрудничества» и пошла в суд за взысканием всех 171 584 594 рублей 45 копеек. И легко выиграла дело. Организация, как водится, подала апелляционную жалобу. Пришла Компания на заседание суда второй инстанции, а тут «сюрприз, сюрприз!»: налоговый орган исключил Организацию из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью адреса. Должник ликвидирован и долги вместе с ним, дело было прекращено.
«Так вот зачем Организация переименовывалась и переезжала в другой регион! Это был преступный замысел на присвоение лизинговых платежей» — осенило Лизинговую Компанию. И снова пошла Компания в суд, только теперь с иском к бывшим руководителям и бывшим учредителям Организации о взыскании с них убытков в субсидиарном порядке.
В суде Компания выложила свои «озарения»: бывшие генеральные директора и бывшие участники Организации совместно в течение нескольких лет являлись руководителями и организаторами, а также соучастниками и пособниками создания и осуществления общего плана по причинению вреда (убытков) Лизинговой Компании путем совершения недобросовестных и неразумных действий, которые привели к:
- намеренному уклонению от исполнения по уплате лизинговых платежей, в том числе путем создания схемы по выводу денежных средств, предназначенных для уплаты лизинговых платежей на счета третьих лиц (по договорам о факторинговом обслуживании), изменения наименования юридического и адреса (места нахождения) Организации с Калужской области аж на г. Новый Уренгой.
- сознательному бездействию, выразившемуся в непринятии действий к прекращению либо отмене процедуры исключения Организации из ЕГРЮЛ, а именно в: 1) намеренном непринятии необходимых и достаточных мер по исключению из ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении адреса посредством непредставления в регистрирующий орган достоверных сведений о месте нахождения Организации, в результате чего предстоящее исключение из ЕГРЮЛ предотвращено не было; 2) намеренной неподаче возражений против исключения Организации из ЕГРЮЛ, когда регистрирующий орган опубликовал сообщение о предстоящем исключении; 3) намеренном не обжаловании исключения Организации из ЕГРЮЛ.
А суд никакого злого умысла в действиях «бывших» не усмотрел. Все в пределах предпринимательских рисков. Лизинговые платежи нерегулярно, но выплачивались, одна единица техники выкуплена, другие – возвращены. Смена адреса и наименования притом, что связь с Организацией потеряна не была, неисполнение обязательств по уплате лизинговых платежей не обуславливают. Доказательств создания препятствий к изъятию техники, возврата ее в состоянии, не соответствующем обычным условиям эксплуатации предмета лизинга, Компания не представила. Само по себе совершение Организацией платежей в пользу факторинговых компаний с оказанием предпочтения в удовлетворении требований перед истцом не означает наличие оснований для привлечения контролирующих Организацию лиц к субсидиарной ответственности.
Компания не была лишена возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента. Учитывая, что Компания, действуя разумно и добросовестно, самостоятельно могла заявить возражения в отношении внесения записи об исключении Организации из ЕГРЮЛ, отсутствуют какие-либо основания для взыскания убытков с ответчиков ввиду их бездействия по заявлению соответствующих возражений в регистрирующий орган.
Выводы и Возможные проблемы: Сами виноваты! В ЕГРЮЛ надо мониторить не только записи о себе, но и о каждом контрагенте. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Привлечение к субсидиарной ответственности руководителей ликвидированного должника».
Цена вопроса: 171 584 594 рублей 45 копеек.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.08.2020 N Ф04-2885/2020 ПО ДЕЛУ N А81-9633/2019