Компания заключила договор теплоснабжения с муниципальным бюджетным учреждением. Теплоэнергия была поставлена, но не оплачена. Компания обратилась в суд и добилась решения о взыскании долга и процентов по ст. 395 ГК РФ, а затем получила исполнительный лист. Однако через некоторое время учреждение было ликвидировано. Компания попробовала взыскать присужденную ей сумму за счет муниципальной казны, но безуспешно.

КС РФ отметил следующее. Специфика бюджетных учреждений не дает кредиторам ликвидированного бюджетного учреждения права обратиться к собственнику его имущества (в данном случае — к муниципальному образованию) в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения. Имущество бюджетных учреждений оказывается, по сути, «защищено» их публичным собственником от ответственности перед контрагентами.

Это противоречит Конституции РФ. Законодатель должен внести в ГК РФ соответствующие изменения.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2020 N 23-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» {КонсультантПлюс}