ФАС пыталась обжаловать решение ВС РФ о признании недействительными разъяснений антимонопольного органа об указании НДС в проекте контракта.
Контролеры указывали на следующее:

  • оспариваемое письмо — обобщенный ответ ФАС на вопросы, поступающие от ее территориальных управлений, и содержащиеся в нем указания не являются обязательным для исполнения ими;
  • обязанность устанавливать условие о цене контракта в формате: «включая НДС/НДС не облагается» следует из постановления о порядке разработки типовых контрактов (типовых условий). На его основании разработаны типовые контракты, некоторые из которых содержат вариативную формулировку в отношении НДС.

Верховный суд с этим не согласился и привел следующие доводы:

  • разъяснения не носят индивидуального характера и распространяются на неопределенный круг лиц. Оспариваемое письмо содержит императивные указания на то, каким образом действовать заказчикам;
  • ссылка на постановление правительства о порядке разработки типовых контрактов (типовых условий) несостоятельна. Такие контракты (условия) разрабатываются для закупок товаров, работ, услуг федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности. Они утверждаются нормативными актами ответственных органов.

Таким образом, в проекте контракта можно указывать условие о цене только с НДС. Вариативные формулировки недопустимы.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19.03.2020 N АПЛ20-49 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 09.12.2019 N АКПИ19-798, которым признано недействующим письмо ФАС России от 18.06.2019 N ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения». {КонсультантПлюс}