ИФНС оштрафовала Общество на 13 млн. рублей по ст. 15.25 КоАП РФ за совершение валютной операции с нарушением валютного законодательства РФ. Как оказалось, Общество перечислило 444 тыс. евро нерезиденту, а вот контракт на учет в уполномоченном банке не поставило. А должно было. Причем в течение 30 рабочих дней после месяца, в котором было осуществлено перечисление.
Общество обратилось в суд, оспаривая привлечение к ответственности, указав, что это был обеспечительный платеж за участие в тендере. Мы у нерезидента ничего не покупали. А наоборот, хотели предоставить движимое имущество в аренду. Но без этого обеспечительного платежа шансов заключить договор с нерезидентом не было. Кроме того, поскольку тендер мы все-таки «профукали», обеспечительный платеж к нам вернулся.
Суд ознакомился с документацией и пояснил, что в платежке прямо указано про тендер, а не про договор. Обеспечительный платеж является самостоятельной финансовой гарантией для доступа к участию в процедуре торгов и не является запрещенной валютной операцией. Это же подтвердил Банк России в своем официальном ответе Обществу, указав на отсутствие обязанности по постановке на учет обеспечительного платежа в уполномоченном банке.
На что ИФНС заявила, что Общество все-таки поставило на учет предварительный договор в уполномоченном банке, вот только аж через год. Значит, договор все-таки был заключен. Но суд этот довод отмел, поскольку из материалов дела понятно, что это, по сути, не предварительный договор, а модельный. По нему не предусматривалось проведение каких-либо платежей со стороны Общества в адрес нерезидента. Наоборот, если бы договор был заключен, то это нерезидент платил бы Обществу, арендовав его имущество. Но, увы, не сложилось. Общество же пояснило, что решило его поставить этот модельный договор на учет в уполномоченном банке с целью минимизации риска повторного привлечения к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ, потому что ранее у налоговиков уже были претензии по предыдущему договору.
Резюмируя, суд заявил, что обеспечительный платеж был осуществлен Обществом не в исполнение какого-либо договора, а исключительно для допуска к участию в тендере. И собственно, ставить на учет в уполномоченном банке было нечего. А на нет, как говорится, и суда нет.
Выводы и возможные проблемы: Перечисление обеспечительного платежа для участия в тендере не является оплатой по договору, а раз нет самого договора, то и ставить на учет в уполномоченном банке нечего. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «постановка на учет в уполномоченном банке обеспечительного платежа».
Цена вопроса: 13 млн. рублей.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 30.01.2026 N Ф05-21271/2025 ПО ДЕЛУ N А40-4008/2025
Обеспечительный платеж и валютный контроль (Для случаев осуществления валютных операций.)
- 16.02.2026
- 2 мин.
- 5
