Налоговая инспекция проводила выездную проверку в отношении Общества, по итогам которой был доначислен НДФЛ за последние три года, а также пени и штраф. В общей сложности сумма превысила 11 млн. рублей. Налоговики придрались к компенсационным выплатам, которые Общество не обложило НДФЛ. Поскольку досудебные препирательства с ИФНС ничем хорошим для Общества не закончились, пришлось обращаться в суд. Там Общество пояснило: была проведена спецоценка, всем рабочим местам присвоен класс вредности 3.1. В коллективном договоре мы прописали, что всем «вредникам» выплачиваются компенсационные выплаты. Размер выплат рассчитан автономной некоммерческой организацией, с которой у нас договор на консультирование и разъяснение всех вопросов, связанных с обеспечением компенсационных прав работников.
Суд указал, что, исходя из ст. 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и, как раз, на основании п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ. Для этого нужно, чтобы спорные выплаты были обусловлены реальными расходами сотрудников Общества и компенсировали конкретные затраты. То есть, работники должны отчитываться о расходовании дополнительных компенсаций и предоставлять оправдательные документы своему работодателю.
Однако, алгоритм расчета сумм компенсации, а также информация о том, какие показатели использовались при расчете сумм, Общество не представило. Те документы с расчетами, которые Общество показало суду, не отражают фактическое влияние на состояние здоровья конкретного работника, не носят индивидуально-персонифицированный характер, не позволяют заключить, что между состоянием здоровья работников и воздействием вредных условий труда имелась прямая связь. В расчетах указаны максимальные суммы на человека в зависимости от должности, а не от затрат работника на восстановление здоровья. И вообще, выплаты делались системно (каждый месяц). Ни бухгалтер, ни директор Общества не смогли пояснить, каким чудом производился расчет, и от чего он зависел. Ну а опрос работников показал, что они вообще были не в курсе про компенсации и тем более про какие-то оправдательные документы, получали себе зарплату два раза в месяц, и слава Богу. Кроме того, запрос в больницу показал, что диагноз по профессиональным заболеваниям никому не устанавливался, не запрашивались санитарно-гигиенические характеристики и не выдавались медицинские заключения о наличии профессионального заболевания.
Все вышеперечисленные обстоятельства привели суд к выводу о том, что ИФНС права, и спорные выплаты не обладают признаками возмещения понесенных расходов, подтвержденных документально, а входят в действующую в Обществе систему оплаты труда и подлежат обложению НДФЛ.
Выводы и возможные проблемы: За работу во вредных условиях труда ТК РФ не предусматривает денежных компенсаций. Но работодатель с учетом своего финансового положения вправе установить собственные дополнительные компенсации за вредные условия труда, закрепив правила их расчета и предоставления в ЛНА. В частности, сотрудникам на работах с вредными условиями труда можно возмещать их документально подтвержденные расходы, обусловленные спецификой деятельности организации. По мнению Минфина России, такие компенсации не облагаются НДФЛ. Ну, а с ничем необоснованных доплат будьте добры уплатите НДФЛ. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «компенсация за вредные условия труда НДФЛ».
Цена вопроса: свыше 11 млн. рублей.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 25.03.2025 N Ф01-178/2025 ПО ДЕЛУ N А43-13668/2023
Компенсации вредникам и НДФЛ (Предоставление компенсационных выплат за вредные условия.
- 07.04.2025
- 2 мин.
- 2