У Общества случилась выездная налоговая проверка. Проверяли 2015 – 2017 годы. Решение о начале проверки было принято 26 ноября 2018 года.
А дальше, все, как водится у инспекции: продление проверки, приостановление, дополнительные мероприятия налогового контроля… Копали долго и упорно. Решение по проверке вынесли только 25 мая 2022. Доначислили компании в общей сложности почти 10 миллионов. Требование об уплате налогов, пени, штрафов направили 23 сентября 2022 со сроком исполнения до 18.10.2022. 24.10.2022 вынесли решение о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, а также выставили инкассовые поручения от 24.10.2022 к расчетному счету налогоплательщика.
Компания уже и не ожидала таких «сюрпризов», уж больно затянулась налоговая проверка. Поэтому пошла в суд.
Проанализировав материалы налоговой проверки, первые суды установили, что при соблюдении установленных Налоговым кодексом сроков осуществления контрольных мероприятий после начала выездной проверки 26.11.2018 меры по принудительному взысканию доначисленных сумм недоимки, пени и штрафов должны были быть приняты управлением не позднее 07.09.2022, в то время как решение о взыскании принято и инкассовые поручения приняты (выставлены) 24.10.2022, в связи с чем указанные акты не подлежали исполнению как незаконные.
Но окружной суд рассудил иначе. Он вспомнил правовую позицию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135: само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. Иное приводило бы к смешению сроков, относящихся к различным административным процедурам — сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства.
Окружной суд согласился, что сроки проверки затянули. Но решил, что сроки взыскания не пропущены… если считать их от даты принятия решения по проверке.
Дело перешло в Верховный суд. Он начал анализ дела сначала.
Налоговая «просрочила» акт налоговой проверки: направила его 15.11.2019, а должна была вручить обществу не позднее 04.10.2019. Дальше управлением нарушены сроки составления и вручения дополнения к акту налоговой проверки: должно быть составлено 17.01.2020, по факту составлено 20.11.2020. Решение по итогам проведения налоговой проверки должно быть вынесено не позднее 11.03.2020 и вручено не позднее 26.03.2020, однако фактически указанное решение вынесено 25.05.2022. Получается, имело место последовательное несоблюдение ИФНС сроков разных этапов проверки.
Верховный суд решил: если сроки совершения действий в рамках мероприятий налогового контроля, в том числе сроки рассмотрения материалов проверки и принятия решения по ней, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим органом в своей совокупности превысили двухлетний срок, предусмотренный абзацем третьим пункта 1 статьи 47 НК РФ, то в таком случае налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности как в бесспорном, так и в судебном порядке.
Выводы и возможные проблемы: Случаи затягивания сроков налоговых проверок не редкость. В таком случае срок для взыскания налога нужно исчислять не с фактической даты решения по итогам проверки, а следует посчитать все совокупные сроки для всех этапов проверки, установленные НК РФ. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «нарушены сроки проведения выездной налоговой проверки утрачено право на принудительное взыскание».
Цена вопроса: Почти 10 миллионов рублей.
Подробнее: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.06.2024 N 301-ЭС23-26689
Как считаются предельные сроки взыскания налогов по итогам проверки (Для случаев выездной налоговой проверки.)
- 17.06.2024
- 2 мин.
- 13