Начиная с отчетности за 2020 год, налоговая декларация по земельному налогу налогоплательщиками — организациями не представляется. В соответствии с п. 5 ст. 397 НК РФ налоговой орган сам рассчитывает налог на основании имеющихся у него сведений. Законодательное новшество для инспекторов послужило поводом по-новому взглянуть на налоговые обязательства некоторых предпринимателей…
И вот в 2021 году Обществу «прилетел нежданчик». Вернее, само-то сообщение об исчисленной сумме земельного налога за 2020 год было вполне ожидаемым, неожиданной оказалась циферь, в несколько раз превышающая фактически уплаченную в качестве земельного налога сумму. Вооружившись калькулятором Общество установило, что налог ему посчитали по ставке 1,5% вместо 0,3%, которые оно исправно указывало в декларациях почти 10 лет.
«У нас участки для ИЖС! Хоть объекты и не построены, но подготовительные работы мы начали! Ну и что, что мы участки продали! Не имеете права, платить не будем!» — заявило Общество в жалобе вышестоящему налоговому органу, но поддержки не нашло, поэтому дальше – суд.
Первая инстанция со ссылкой на позицию Пленума ВАС РФ, определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ и практику арбитражных судов встала на сторону Общества и признала доначисления неправомерными.
Апелляция и кассация сказали, что, да, по общему правилу определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка «для жилищного строительства» и соответствующее назначение возводимых на нем объектов. Указанное регулирование не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком.
Однако подпунктом «а» пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ из сферы действия льготной ставки исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для ИЖС, используемые в предпринимательской деятельности. Данное регулирование применяется с 01.01.2020 г.
Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов ИЖС, воля законодателя направлена на предоставление господдержки непосредственно гражданам, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием. Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов ИЖС на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам.
Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что налогоплательщики — коммерческие организации, тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилищному строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.
Выводы и Возможные проблемы: Начиная с 2020 года сам факт принадлежности земельного участка, приобретенного (предоставленного) для ИЖС, коммерческой организации исключает возможность применения ставки 0,3%. Данная позиция уже озвучена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530 по делу N А41-94065/2021 . Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Коммерческие организации не вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков под ИЖС».
Цена вопроса: Налог по ставке 1,5% вместо 0,3%, в данном случае 683 988 руб.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2023 N Ф09-2434/23 ПО ДЕЛУ N А76-23054/2022