Наверное, всякий руководитель знает, что он должен заявить о банкротстве фирмы в случае, если его юрлицо начнет отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, не позднее, чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. Вероятно, многие помнят о том, что за неисполнение этой обязанности полагаются штрафы по ч.5 ст. 14.13 КоАП — на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Вот так и директор одной фирмы в уме все держал, но сильно не парился. Штрафы-то, небось, крооохотные! Наложили на него в 2020 году штраф: он и не стал возмущаться, т.е. оспаривать его.
В новом 2021 году дела фирмы сильно не улучшились. Начиная с мая 2021 по март 2022, налоговая каждый месяц выставляла требования об уплате налогов. Наложила и тройку штрафов за их невыполнение. Но все без толку. Ничего в бюджет не наскребла. Когда у инспекции закончилось терпение, пошла она штрафовать повторно директора: чего это он не чешется, фирму не банкротит?! А повторный штраф полагается уже не по части 5, а по части 5.1 ст. 14.13 КоАП. Штрафы то тут такие же, но добавлено еще одно наказание для должностных лиц — дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет.
Тут уж директор зашевелился. Что же это такое? Получается… Я могу на три года остаться без руководящих постов?! И помчался спорить.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 14.13 КоАП, возможна при наличии задолженности в размере свыше 300 000 руб. и истечение срока неисполнения обязательства более 3 месяцев при установленных судом у должника признаков объективного банкротства. А долгов у фирмы перед бюджетом накопилось почти на 15 миллионов. И не погашаются эти долги уже не первый год. На это давила налоговая.
Наш руководитель возмущался. Позвольте, господа, но с заявлением о банкротстве-то никто не обращался. Ну и имущество, да и активы вы наши забыли посчитать. А вдруг всего хватит, чтобы долг погасить?! И вообще, у нас еще дебиторская задолженность имеется. Вот погасят нам ее, мы все вам и вернем. Как только, так сразу!
И суд с господином директором согласился. Факт наличия задолженности никто, конечно, не опровергал. Однако указанное обстоятельство, — заметил суд, — не дает оснований полагать, что бездействие руководителя связано с отсутствием у него имущества и достаточных денежных средств. Может, он просто инспекции платить не желает?! Налоговая не привела доказательств отсутствия активов у фирмы. А если они есть, то и не банкрот она. А, значит, не должен директор заявлять о банкротстве.
Выводы и Возможные проблемы: Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 000 руб. Конечно, при условии, если у фирмы нет средств к погашению долгов. Если при этом директор затягивал с банкротством, будут штрафы. Первый раз еще не страшно, но вот под повторное наказание лучше не попадать. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Повторное неисполнение руководителем общества обязанности по подаче в суд заявления о признании общества банкротом».
Цена вопроса: Дисквалификация на срок до трех лет.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.01.2023 N Ф06-27304/2022