Обанкротился Гражданин. Как обычно обступили его кредиторы, суют свои претензии, все хотя в конкурсную массу и впереди друг друга влезть. А тут вдруг приходит бывшая Жена Кредитора и говорит всем: «А ну кыш! Я тут главная! У меня вот алименты на ребёнка за 6 лет не получены. А дети – это святое. Так что будьте любезны, включите требование об уплате алиментов в первую очередь конкурсной массы. Моему ребёнку причитается алиментов 4 133 169 рублей, а также пени в сумме 4 313 801 рубль 95 копеек!» Грубо почти 8 с половиной миллионов рублей. Не у каждого кредитора такие претензии имелись.
Но в случае банкротства требование о взыскании алиментов обладает преференцией перед иными требованиями кредиторов (пункты 2, 3 статьи 213.27 Закона о банкротстве).
И стал суд смотреть – откуда такая сумма? Всё просто. В 2010 году Супруги развелись. В 2014 году составили Соглашение об уплате алиментов. По нему Гражданин выплачивает алименты сыну – 1 000 долларов США в месяц. Выплата до 10 числа каждого месяца. Неустойка за нарушение сроков уплаты алиментов – 0,1% от суммы неуплаченных алиментов за каждый день просрочки. То есть 36.5% годовых. Гражданин алименты не платил регулярно, вот и набежало 8 с половиной миллионов за 6 лет.
Тут суду стало страшно интересно – а мог ли Гражданин вообще платить такие алименты, если он их вообще не выплачивал. И выяснилось такое. Уже на момент подписания Соглашения Гражданин должен был платить около 40 000 рублей в месяц и курс доллара только рос. За полгода до Соглашения Гражданин уволился с работы, где он получал 200 000 рублей в месяц – фирма ликвидировалась. И следующие полтора года зарплата Гражданина была 21 300 рублей. А это гораздо меньше обязательств по алиментам.
Такое расхождение насторожило суд и он, взяв микроскоп, стал внимательно рассматривать жизнь Гражданина в те годы. Картина открылась прекрасная и удивительная.
Гражданин честно нёс все расходы по содержанию Жены и Детей. Всё имущество в браке приобреталось только на средства Гражданина. В браке Гражданином была приобретена квартира, которая впоследствии была подарена дочери. Это чтобы кредиторы её за долги не забрали. Гражданин со своей, «бывшей» Семьёй проживал в этой квартире. Но когда началось его банкротство, то он оттуда выписался.
В 2006 году Гражданин начал строительство жилого дома. Строительство требовало денег: выкуп земельного участка, строительство коробки дома, отделка, монтаж и подключение коммуникаций. Всё за деньги Гражданина. В целях защиты от возможных притязаний и отчуждения совместно нажитого имущества построенный дом был оформлен на Жену Гражданина. В этих же целях, всё имущество: недвижимость, земельные участки, автомобили и иные ценности оформлялись на Жену Гражданина, которая не имела источников доходов и не могла финансово осуществлять приобретение дорогостоящего имущества.
В 2008 году для покупки квартиры, Супруги оформили ипотечный кредит на 6 000 000 рублей. В том же 2008 году Супруги оформили еще один ипотечный кредит на другую квартиру на 5 000 000 рублей. В связи с финансовыми трудностями в 2013 году эта квартира была продана, деньги направлены на оплату долгов.
В 2010 году, после развода, Гражданин для своей «бывшей» Жены приобрёл автомобиль за 3 089 000 рублей. Его «бывшая» Жена числилась в организации, в которой Гражданин работал директором. На «бывшую» был оформлен автокредит на сумму 2 000 000 рублей, с первоначальным взносом 1 089 000 рублей, который был оплачен Гражданином. Весь период автокредита, все страховки, все техническое обслуживание и ремонты оплачивались либо самим Гражданином, либо со счетов организаций, в которых он работал, за счет его вознаграждений. Кроме этого, в 2010 году, после развода, супругами был приобретен финский катер, также оформленный на Жену Гражданина. Катер продан в 2015 году.
Супруги в 2010 году расторгли брак, что позволило бы в случае возникновения неплатежеспособности исключить возможность наложения взыскания на совместно нажитое имущество. После расторжения брака Супруги проживали по одному и тому же адресу. Свидетельство о расторжении брака было получено только через 3 года после даты расторжения брака. Сам Гражданин честно пояснил суду, что он не считал брак расторгнутым, воспринимал бывшую Жену и детей как единую Семью. Поэтому Гражданин производил все необходимые оплаты на старшую дочь, которая обучалась и проживала в г. Москва, оплачивал долги за бывшую Жену, полностью содержал младшего сына.
В целом суд понял, что Гражданин с его Женой решили всех немножко обвести вокруг пальца. Супруги заранее имитировали развод, чтобы уйти от долгов. И с алиментами схитрили. Поэтому, во-первых, суд пересчитал алименты за 6 лет исходя из прожиточного минимума в тех краях, где развернулись эти события. Получилось 655 875 рублей 46 копеек вместо 8 с половиной миллионов рублей.
Во-вторых, суд не поленился и выяснил сколько денег потратил Гражданин на содержание своего несовершеннолетнего сына за эти 6 лет. Получилась сумма 903 981 рубль. А это гораздо больше, чем 655 875 рублей 46 копеек из первого вывода. А раз Гражданин, можно сказать, уже оплатил эти «алименты», то и взыскивать их с него не стоит. И не надо даже эту сумму включать в конкурсную массу Гражданина.
Выводы и Возможные проблемы: Хорошо жил Гражданин. Когда стал жить хуже, то не смог умерить свои аппетиты и подсел на кредиты. Попутно попытался всех кредиторов немножко оставить без возврата долгов. Даже такую схему с алиментами прикрутил. Но не вышло. Раскусили и финансовый управляющий, и суды его хитрости. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Соглашение об уплате алиментов».
Цена вопроса: Около 8 с половиной миллионов рублей алиментов.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 30.08.2022 N Ф09-3906/22 ПО ДЕЛУ N А50-9171/2020