Гражданочка купила билет в автобусе, а кассовый чек ей не выдали. Был в этом деле нюанс – Гражданка расплатилась «Транспортной картой». Это такая карта, её можно пополнять и иметь на ней сумму предоплаты. Когда заходишь в автобус, то в нём есть специальный платёжный терминал. Приложил «Транспортную карту» к такому терминалу, денежка за проезд с карты списалась, получай билетик. А Гражданочка ещё и кассовый чек потребовала. А ей кассовый чек не выдали. Гражданка сильно огорчилась.
И так велико было её огорчение, что пошла она прямо в налоговую инспекция и написала заявление на тему «Как кое-кто не применяет контрольно-кассовую технику при расчёте за билеты в автобусе».
Налоговая инспекция очень строго относится к таким фактам неприменения ККТ. Поэтому спецпредставитель ФНС выбежал на место и проверил Индивидуального Предпринимателя, который рулил автобусом. Проверили фискальные данные ККТ нашего ИП-нарушителя. Никаких данных о продаже автобусного билета на указанную сумму в указанное время там не обнаружилось. Всё понятно. Составили протокол о нарушении, выписали штраф (10 000 рублей) нашему ИП за неприменение контрольно-кассовой техники. А ИП с этим штрафом не согласился и пошёл в суд.
А кто бы согласился? Деньги у Гражданки списали с «Транспортной карты», потом перечислили нашему ИП на расчётный счёт. Вроде бы ситуация похожа на оплату обычной банковской картой. Там-то кассовый чек обычно выдают. Может и Гражданка, и налоговая были правы? Суд стал разбираться.
Ситуация оказалась непростой. Пассажир вносит деньги на «Транспортную карту». По сути он вносит предварительную оплату за проезд. Потом пассажир предъявляет «Транспортную карту» в автобусе и деньги с неё списываются. И только потом, по итогам какого-то времени, происходит перечисление списанных средств на расчётный счёт перевозчика.
Суд так и сказал: «перевозчик оказывает услугу пассажиру по проезду в транспортном средстве, а расчеты по перевозке пассажира происходят между пассажиром и перевозчиком не в салоне транспортного средства, а в момент перечисления денежных средств … на счет перевозчика». По мнению суда первой инстанции, «за период, не превышающий календарный месяц, ИП … мог быть сформирован один кассовый чек, содержащий сведения о всех расчетах, совершенных за расчетный период, при этом у него отсутствует обязанность выдачи клиенту кассового чека».
Оказывается, есть особые условия для осуществления «расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет)». Можно не выдавать бумажный кассовый чек. А если пассажир не предоставит номер своего телефона или электронной почты, то можно и не посылать ему чек в электронном виде. Пункт 5.1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 о применении ККТ такое разрешает.
В данном случае не обнаружилось доказательств того, что Гражданочка выдала нашему ИП свой номер телефона или адрес электронной почты. Значит ИП не виноват, штрафовать его нельзя.
Выводы и Возможные проблемы: «Транспортная карта» — это совсем не то же самое, что банковская карта. Они похожи, но они разные. И закон о ККТ к «Транспортной карте» по-другому применяется. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Транспортная карта для проезда».
Цена вопроса: 10 000 рублей. Но штрафа.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.05.2022 N Ф06-17892/2022 ПО ДЕЛУ N А49-5570/2021