В 2022 году при осуществлении перевозки грузов через территорию Украины Общество-перевозчик лишилось трёх автомобилей вместе с грузом. В рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» между Минтранспортом и Обществом было заключено соглашение, по условиям которого из федерального бюджета в целях компенсации причиненного ущерба перевозчику предоставлена субсидия в размере 34 216 812 рублей.
По результатам камеральной проверки на сумму субсидии Обществу был доначислен налог по УСН 3 362 250 рублей и штраф в размере 42 028 рублей. Общество принялось спорить: «Какой налог?! Мы итак сильно пострадали! Субсидия не покрыла весь причиненный нам ущерб, ещё целых 15 миллионов потерь тяжким грузом легли на бизнес». Однако ни в вышестоящем налоговом органе, ни в трёх судебных инстанциях Общество поддержки не нашло.
Суды согласились с налоговым органом, что всю полученную субсидию нужно включить в доходы, и если бы Общество в своё время выбрало упрощёнку 15%, то преспокойно включило бы всю субсидию и в расходы. Налогоплательщики самостоятельно определяют свой налоговый статус в соответствии с избираемым ими налоговым режимом и несут связанные с этим риски при исчислении соответствующих налогов.
Общество не сдалось и обратилось в Верховный Суд. И это оно правильно сделало!
Действующее налоговое регулирование как в отношении налогообложения средств целевого финансирования, так и в отношении налогообложения сумм возмещения убытков или ущерба предполагает необходимость определения налогоплательщиком финансового результата с учетом реально полученной экономической выгоды (ст. 41 НК РФ). Применительно к настоящему спору избрание налогоплательщиком при исчислении налога по УСН объектом налогообложения доходов и, как следствие, невозможность признания убытков в качестве внереализационных расходов, тем не менее, вопреки выводу судов, не влечет для такого налогоплательщика возникновение внереализационного дохода в результате получения субсидии в целях возмещения ущерба.
Иной правовой подход привел бы в рассматриваемом случае к изъятию в бюджет части средств субсидии, предоставленной в пределах, не превышающих причиненный ущерб, то есть по существу к обложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, убытков налогоплательщика, что не только не соответствует целям предоставления субсидии, но и противоречит общему смыслу налогообложения доходов.
Выводы и возможные проблемы: «В рассматриваемом деле не являются спорными целевой характер предоставления бюджетных средств и достижение показателя результативности субсидии (возмещения ущерба). Следовательно, вывод судов трех инстанции о наличии оснований для включения полученных Обществом средств в налогооблагаемую базу при исчислении УСН нельзя признать обоснованным» — так сказал ВС РФ. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «усн доходы субсидия».
Цена вопроса: налог 3 362 250 рублей и штраф в размере 42 028 рублей
Подробнее: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВС РФ ОТ 18.04.2025 N 310-ЭС24-23706 ПО ДЕЛУ N А09-12215/2023