Общество представило в налоговый орган декларацию по НДС. Налоговая инспекция отказалась ее принимать, внеся при этом в единый информационный ресурс налоговых органов сведения о компрометации сертификата ключа электронной подписи руководителя Общества. Иными словами, отказ был по причине блокировки сертификата. Общество попыталось оспорить отказ и блокировку в суде. Там налоговики пояснили, что Общество у них давненько «на карандаше», как будто и деятельность не ведет, и ресурсов не имеет, и директор у них какой-то «мутный». На допросе он «ни бе, ни ме, ни кукареку» про родную фирму и электронную подпись. Да он же попросту номинальный. Так что, мы приняли такое решение, имеем право.
Суды первых двух инстанций ИФНС поддержали, ибо запись о компрометации сертификата ключа электронной подписи внесена Инспекцией правомерно, и налоговый орган может применить меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, к которым относятся и оспариваемые действия.
Но суд кассационной инстанции с коллегами не согласился. У ФНС есть Административный регламент 99н, в котором четко прописаны основания для отказа в приеме декларации — отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя  организации-заявителя или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя. Перечень, вообще-то, закрытый и не надо придумывать ему расширительное толкование. На момент подачи Обществом налоговой декларации по НДС, подписанной усиленной квалифицированной подписью, директор являлся директором Общества. Хоть номинальным, хоть «немазаным сухим».
Основания аннулирования сертификата ключа ЭП перечислены в пункте 6.1 статьи 14 Закона N 63-ФЗ и номинальность директора среди оснований не фигурирует. Вот если бы из владения директора выбыл сертификат ключа проверки электронной подписи, или были бы совершены мошеннические действия с использованием принадлежащей Обществу электронной подписи, тогда можно было бы говорить о скомпрометированности электронной подписи. В данном случае ЭП действовала на момент направления документов, поэтому отказывать в приеме декларации ИФНС не имела права. Законодательство о налогах и сборах не содержит положений, которые позволяли бы налоговым органам в рассматриваемой ситуации отказывать налогоплательщику в принятии налоговой отчетности. Негативная характеристика Общества-налогоплательщика не имеет правового значения на стадии представления в Инспекцию налоговой отчетности и не может служить основанием для отказа в ее принятии.
Выводы и возможные проблемы: Основания для отказа в приеме декларации указаны в статье 80 НК РФ, и положениях Административного регламента 99н. Отказ по каким-либо иным причинам противоречит нормам налогового законодательства, и препятствует налогоплательщику в реализации возложенной на него обязанности по своевременному представлению налоговой отчетности. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «компрометация ключа электронной подписи отказ в приеме налоговой декларации».
Цена вопроса: нарушенные права налогоплательщика, его потраченные время и нервы.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2025 N Ф01-6764/2024 ПО ДЕЛУ N А43-5762/2024