У Общества был Директор, который умел «ковать железо, пока горячо». За время исполнения своих обязанностей Директор, заключив с самим собой агентский договор, «наковал» чуть больше 5 млн. рублей в карман в виде агентского вознаграждения. Общество, решив, что Директор поступил недобросовестно и причинил убытки, обратилось в суд за взысканием обозначенной суммы.
В суде Директор заявил в свое оправдание, что так было можно. Да и вообще, это было вовсе не агентское вознаграждение, а стимулирующие выплаты, утвержденные для всех сотрудников Общества советом директоров. На что Общество ответило предоставлением суду бухгалтерских документов, устава, трудового договора с директором и агентского с ним же.
Суд, изучив все документы, пришел к выводу, что агентский договор по своим условиям идентичен трудовому договору, разве что в нем установлены ставки вознаграждения в зависимости от выполненных услуг. Получается, что функционал Директора фактически был продублирован, и он получал за свою работу в рамках компетенции и зарплату, и вознаграждение. При этом ни устав, ни иные локальные акты не наделяли Директора полномочиями по заключению в отношении себя лично агентских договоров и получению агентского вознаграждения по собственному усмотрению. По большому счету, Директор может заключать агентские соглашения от имени Общества, но в отношении подчиненных ему работников, а не в отношении себя. Как раз это предусматривал протокол совета директоров. Иначе получается конфликт интересов. А где, кстати, отчеты агента принципалу, раз уж мы тут про агентский договор толкуем? А их нет. Директор самостоятельно оценивал свои показатели деятельности, фактически в одностороннем порядке определяя размер своего вознаграждения. Вот такой умница и молодец.
Доводы Директора о том, что полученное агентское вознаграждение является стимулирующей выплатой, предусмотренной трудовым законодательством и локальными актами Общества, суд не принял, поскольку это вознаграждение никак не связано с трудовыми отношениями. Ставки прямо прописаны в агентском договоре, то есть в договоре гпх. Так что, «мухи отдельно, котлеты отдельно».
Выводы и возможные проблемы: Взыскание убытков с директора – распространенная практика. Доказываешь вину, размер и причинно-следственную связь, а дальше дело за судом. В данном случае Общество могло избежать убытков, если бы вовремя обратило внимание на махинации у себя за спиной. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «причинение убытков обществу его директором».
Цена вопроса: 5,2 млн. рублей.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2024 N Ф06-2635/2024 ПО ДЕЛУ N А49-6019/2023