Ликвидировалось одно общество. Ни детей, ни плетей, в смысле, долгов у компании не было. Ликвидация шла чинно и мирно. Учредители решили поделить все оставшееся на счете пополам, решение это закрепили в акте о распределении имущества.
9 августа в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации общества. 15 августа ликвидатор обратился в банк, чтобы тот выплатил оставшуюся на счете сумму (137 066,90 руб.) ему, а он уже распределит ее между бывшими участниками. Банк отказался, поскольку юридическое лицо после исключения его из ЕГРЮЛ уже не имеет гражданских прав и не несет обязанностей, не может являться стороной по договору. В соответствии со статьей 419 ГК РФ обязательство прекращается с ликвидацией юридического лица, в связи с чем договор банковского счета, заключенный между банком и ООО, считается прекращенным с момента внесения записи о ликвидации общества в ЕГРЮЛ; решение общего собрания участников общества о распределении имущества до этой даты в банк не предоставлялось. А вот для распределения обнаруженного имущества после ликвидации в ГК есть свои нормы: нужно обратиться в суд с заявлением в порядке, установленном п. 5.2 ст 64 ГК РФ.
Распределение имущества по п. 5.2 ст 64 ГК РФ не сильно «улыбалось» учредителям. Ведь это обращение в суд, назначение арбитражного управляющего (услуги которого нужно будет оплатить), поиск возможных кредиторов, составление ликвидационного баланса и только потом уже выплаты. В общем: и деньги, и время. Обратившись в сентябре лично в банк и получив отказ, друзья-товарищи пошли в суд с другими требованиями: оспаривать действия банка.
Суды стали изучать законодательство. В соответствии с п. 1 ст. 67 ГК РФ участник общества вправе получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. По смыслу п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям. Участник общества вправе получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость (статья 8 Закона N 14-ФЗ). Суды пришли к выводу, что участники общества не могут быть лишены перечисленных гарантий.
Действительно в силу п. 5.2. ст. 64 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Указанные положения также распространяются и на участников ликвидированного общества. Тем не менее, при рассмотрении настоящего спора арбитражные суды не установили иных заинтересованных лиц, которые бы претендовали на спорные денежные средства. В силу положений статей 11, 12 ГК РФ арбитражные суды в данном случае не установили оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, как в целях экономии процессуального времени, так и в силу достижения ускоренного правового эффекта.
Возможные проблемы: При ликвидации денежными средствами на счете проще всего распорядиться до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации. После это будет сделать сложнее. П. 5.2. ст. 64 ГК РФ предусматривает судебный порядок распределения найденного имущества. Но данное судебное решение подсказывает и более короткий путь: истребование через суд денег непосредственно из банка (при условии отсутствия кредиторов). Строка для поиска в КонсультантПлюс: «банк отказал в возврате остатка денежных средств ликвидированного общества».
Цена вопроса: Сумма на счету после ликвидации фирмы. В данном случае 137 066,90 руб.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 06.03.2024 N Ф06-305/2024 ПО ДЕЛУ N А65-11903/2023