Между двумя дружественными организациями был заключен договор аренды на пару лет. Спустя некоторое время Арендатор расторг договор и съехал, прихватив мебель и оргтехнику.  Арендодатель счел, что было вывезено его имущество, провел инвентаризацию по факту кражи и вызвал доблестных сотрудников полиции. «Вот, у нас пропали компьютеры, принтер, радиотелефон, стол, стул, серверы… «Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три…» (с). Сотрудники Арендатора взломали двери, все «вырвали с мясом» и вынесли». Полиция все проверила, зафиксировала следы взлома и демонтажа, но в возбуждении уголовного дела отказала, поскольку у Арендатора не оказалось имущества, перечисленного в акте инвентаризации. Установить местонахождение пропажи невозможно. Сотрудники Арендатора не отрицали, что вывезли имущество, но утверждали, что это их имущество. Арендодатель, поняв, что «каши так не сваришь», обратился в суд с иском о взыскании 1.5 млн. рублей. Именно в такую сумму он оценил компенсацию утраченного имущества.
В суде Арендодателем была продемонстрирована запись события с камер видеонаблюдения, расположенных в помещениях, из которых было вывезено имущество. Также Арендодатель предоставил суду первичную документацию, подтверждающую принадлежность поименованного в исковом заявлении имущества ему. А Арендатор у себя «первичку» не нашел, но представил суду оборотно-сальдовую ведомость, из которой усматривается наличие у него на балансе мебели, имущества, компьютерной техники и прочего имущества. При этом ни суд, ни истец с ответчиком не смогли идентифицировать и соотнести выносимое на видеозаписи имущество с тем, что перечислено в исковом заявлении, так как инвентаризации имущества Арендодателем ранее не производилось.
Кроме того, Арендатор пояснил, что арендовал пустые офисные помещения, а имущество было приобретено уже в процессе деятельности. Вот и договор аренды сведений о передаче какого-либо имущества не содержит. Опросили главного бухгалтера Арендодателя, который, как оказалось, и у Арендатора вел учет. Главбух пояснил, что организации дружили много лет, покупали и хранили имущество совместно на складах и в помещениях. «Первичку» Арендатора отдали какой-то гражданке, и теперь никто не знает, где обе.
Суд задумчиво изрек: «Дело ясное, что дело темное, разбирайтесь-ка сами» и в удовлетворении требований отказал, поскольку прямо противоправность действий и вина Арендатора в убытках Арендодателя не доказана. Потому что надо было нормально учет ТМЦ вести. Если уж стороны сами не смогли идентифицировать каждый свое имущество, то что остается суду?
Выводы и Возможные проблемы: Поговорка «Дружба дружбой, а табачок врозь» проверена веками. Какие бы доверительные отношения вас не связывали с арендаторами, прописывайте в договоре любую мелочь, в том числе обозначьте имущество, если оно передается вместе с помещением. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Вывезли имущество, принадлежащее арендодателю».
Цена вопроса: 1.5 млн. рублей в данном случае.
Подробнее: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.05.2023 N Ф06-1863/2023 ПО ДЕЛУ N А72-10744/2022